Начать продавать на Deal.by
Корзина
160 отзывов
Интернет магазин автомобильные прицепы мотоблоки минитракторы
+375 (29) 640-25-25

Техническое обслуживание мотоблока

Содержание:

1. Периодичность проведения обслуживания

2. Обслуживание двигателя

3. Система подачи топлива

4. Коробка передач (редуктор)

5. Обслуживание сцепления

6. Запуск мотоблока после ТО

7. Подготовка к хранению

8. Возможные проблемы при эксплуатации

 

Своевременная проверка всех агрегатов мотоблока, его настройка и регулировка перед началом и после окончания сезона увеличивают срок службы техники и экономят деньги и время его владельца:

  • исправный аппарат не расходует лишнее топливо;
  • сокращаются простои в работе по техническим причинам;
  • растет общая производительность.

В статье расскажем, как часто требуется проводить ТО и в чем оно заключается. Отдельно остановимся на правилах хранения техники в зимний период с консервацией и без нее.

Периодичность проведения обслуживания

Конкретный промежуток между плановыми техническими обслуживаниями мотоблока и перечень операций для каждой модели указывается в инструкции производителя. Основательную проверку проводят:

  1. Перед первым запуском. Смотрят:
    • как затянуты резьбовые соединения;
    • положение рычага коробки передач и ВОМ;
    • уровень масла и топлива.
  2. После обкатки. Неправильное проведение обкатки или полное игнорирование этого этапа ведет к тому, что детали аппарата быстрее изнашиваются, а общий срок службы техники сокращается.
  3. В начале сезона (летнего и зимнего).
  4. При достижении определенных показателей часов работы (первое ТО — каждые 100-125 ч, второе — после 250-300 ч).

Примерный перечень операций по обслуживанию мотоблока на разных этапах эксплуатации техники приведен в таблице:

 

Проводимые работы

После каждого исполь- зования

Через 5 часов

Через 25 часов

Через 50 часов

Через 100 часов или 1 раз в сезон

По необ- ходи- мости

Очистка мотоблока и его узлов

+

 

 

 

 

 

Проверка воздушного фильтра

 

+

 

 

 

 

Замена воздушного фильтра

 

 

 

+

 

 

Проверка свечи зажигания

 

 

+

 

 

 

Замена свечи зажигания

 

 

 

 

+

 

Замена масла в картере двигателя*

 

 

+

 

 

 

Замена масла в коробке передач и сцеплении

 

 

 

 

+

 

Смазка тросиков системы управления

 

 

 

 

+

 

Регулировка тросика сцепления

 

 

 

 

 

+

Замена глушителя

 

 

 

 

 

+

Регулировка натяжения клиноременных передач

 

 

+

 

 

 

 

Дополнительно рекомендуется проводить текущий осмотр каждый раз после завершения смены (8-10 ч работы):

  1. Долить масло в картере двигателя до верхней отметки.
  2. Запустить мотор и проверить давление масла. Убедиться, что нет никаких подтеков и посторонних шумов.
  3. Проверить работу муфты сцепления.
  4. Проверить воздухофильтр.

*Важно! Продавцы садовой техники советуют менять масло в картере двигателя уже после 2-5 ч работы нового мотоблока, не дожидаясь окончания обкатки.

Обслуживание двигателя

На большинстве популярных моделей стоят четырехтактные двигатели, работающие на бензине, отечественного или иностранного производства. В техническое обслуживание мотоблока, проводимое самостоятельно, входит:

  • проверка уровня и качества масла (в картере);
  • контроль за состоянием системы зажигания.

Система смазки двигателя

При выборе класса моторного масла ориентируйтесь на рекомендации производителя, указанные в инструкции не к самому аппарату, а к двигателю. Для двигателя «HONDA», устанавливаемого на мотоблоки «Беларус», подойдет высокоочищенное масло класса SG, SF по API. Универсальная рекомендация по уровню вязкости — SAE 10W-30 для любой температуры.

Выбор вязкости масла в соответствии с температурой окружающей среды (классификация SAE)

 

Как измерить уровень масла:

  • Выключить двигатель и расположить его горизонтально.
  • Снять крышку масляного картера*.
  • Протереть специальный щуп и опустить его в горлышко.
  • При необходимости долить рекомендуемое масло до края горлышка.

*Проводя замену масла в мотоблоке, после этапа 2 следует выполнить еще несколько операций:

  • открыть пробку слива;
  • слить имеющееся масло в заранее подготовленную емкость;
  • затем установить пробку на место и тщательно ее затянуть;
  • далее продолжить действовать по приведенной инструкции. Замену масла проводят, пока мотор не остыл.

 

Отверстия для заливки и сливания масла двигателя мотоблока SunGarden

 

Внимание! Производители предупреждают, что использованное моторное масло опасно для кожи и может стать причиной онкологического заболевания. После контакта с ним нужно тщательно вымыть руки с мылом.

Система зажигания

Здесь стандартное ТО сводится к тому, что каждый сезон нужно обязательно менять свечи зажигания. Проблема с этим компонентом системы является наиболее частой причиной того, что мотор не запускается. Даже простая очистка свечи от нагара и грязи может разрешить ситуацию.

 

Механизм запуска и система зажигания мотоблока Каскад МБ6: 1 - ручка стартёра, 2 - корпус вентилятора, 3 - кожух защитный, 4 - цилиндр, 5 - головка цилиндра, 6 - магнето, 7 - маховик.

 

Последовательность действий:

  1. Снять наконечник центрального провода.
  2. Достать свечу, вывернув ее с помощью специального ключа.
  3. Внимательно осмотреть. Изоляция не должна крошиться или трескаться.
  4. Пригодную для дальнейшего использования свечу почистить щеткой.
  5. Измерить зазор. Отрегулировать его до показателя 0,7-0,8 мм. Этого достигают, сгибая боковой электрод.
  6. Проверить состояние шайбы.
  7. Установить свечу обратно, соблюдая рисунок резьбы.
  8. Сжать шайбу, хорошенько затяну ключом (старую свечу — еще на 1/4-1/8 оборота, новую — на ½). Недостаточно прижатая и неаккуратно установленная свеча будет сильно нагреваться и может нанести вред двигателю.

Важно! Для нормальной работы техники выбирайте только рекомендованные производителем запчасти или их аналоги того же теплового режима.

Система подачи топлива

Топливный фильтр. В бензиновых мотоблоках фильтр установлен в кранике топливного бака. Его промывают одновременно с баком (ежегодно или каждые 250-300 ч). В дизельной технике фильтр помещается внутри бака.

Воздушный фильтр. Он пропускает через себя и тем самым очищает идущий в карбюратор воздух. Грязь на фильтре затрудняет доступ воздуха. Характерные признаки загрязнения: снижение мощности двигателя, черная копоть, ухудшение работы на малых оборотах.

При работе двигателя без воздухоочистителя мотор быстро изнашивается. Производители рекомендуют проверять фильтр после завершения каждой смены, менять — после 50-часовой наработки.

Воздушный фильтр мотоблока SunGarden

 

На мотоблоках могут устанавливаться различные типы фильтров: двухэлементный, циклонный, полусухой, с масляной ванночкой. В зависимости от установленного вида процесс замены и очистки имеет свои особенности. Рассмотрим вариант с двухэлементным двигателем. Порядок работы:

  1. Снять крышку и осмотреть целостность деталей фильтра. При необходимости заменить поврежденные.
  2. Промыть в воде пористорезиновый элемент, используя щадящее моющее средство. Хорошо сполоснуть и высушить. Можно применять неогнеопасный растворитель (только не бензин).
  3. Обмакнуть резиновый элемент в машинное масло и хорошенько выжать.
  4. Бумажный элемент очистить от грязи, постучав им о твердую поверхность.

Карбюратор. Этот элемент двигателя проходит изначальную регулировку на заводе-изготовителе. При нормальном функционировании мототехники он не требует дальнейшего вмешательства пользователя. Для некоторых моделей инструкции по эксплуатации содержат рекомендации, как отрегулировать карбюратор для работы в холостом режиме. Содержание операции зависит от модели двигателя. В «Honda» частота вращения холостого хода регулируется с помощью винта ограничения перемещения дроссельной заслонки.

Коробка передач (редуктор)

В КПП применяется специальное трансмиссионное масло. Частота замены зависит от конкретной модели техники. Общие рекомендации: менять сначала после первой приработки (8 ч), затем — каждые 500-600 ч. Ряд специалистов придерживается мнения, что менять масло в коробке следует ежегодно и даже посезонно.

Как менять:

  1. Вынуть верхнюю пробку.
  2. Отвернуть нижнюю пробку слива и дать стечь маслу в заранее подготовленную емкость. Это займет около 15 минут.
  3. Вернуть сливную пробку на место.
  4. Залить свежее масло. Проверить уровень.
  5. Закрыть верхнюю пробку.

Важно! Менять масло лучше тогда, когда двигатель прогрет. Дайте ему поработать 5 минут перед началом процедуры.

Текущий уровень масла следует проверять перед каждой сменой. Процедура:

  1. Открутить пробку-щуп и протереть ее чистой тканью (ветошью).
  2. Сухой щуп поместить обратно в отверстие и снова вынуть.
  3. Если замаслилось ниже минимальной отметки, долить до нужного уровня (но не выше максимума).

Если трансмиссия начинает слишком громко шуметь, необходимо отрегулировать боковой зазор между зубьями главной передачи. Это делается с помощью переноса регулировочных прокладок.

Обслуживание сцепления

Стандартная операция, которая может потребоваться при проведении ТО мотоблока, — регулировка ручки сцепления. Свободный ход на конце рычага должен равняться 5-10 мм. Порядок действий:

  1. Освобождаем контргайки.
  2. Меняем положение регулировочного болта, периодически проверяя ручку. Если сцепление «ведет» — вворачиваем, если «буксует» — выворачиваем.
  3. Закрепляем обратно контргайки.
  4. Проверяем работу сцепления с включенным двигателем мотоблока.

Клиноременные передачи. Если на мотоблоке установлено не дисковое, а ременное сцепление, периодически потребуется проверять натяжение ремня. Рекомендуемые показатели зазоров приводятся в инструкции к технике. Нужных параметров достигают путем горизонтального перемещения двигателя. Периодичность регулировки – каждые 25-30 часов эксплуатации аппарата. При повреждениях (обрывах, трещинах) и чрезмерном растяжении ремень необходимо заменить.

Механизм управления

Контроль работы рычагов управления сводится к 2 мероприятиям: своевременной смазке всех тросиков и операциям по отладке свободного хода рычагов. Пример такой регулировки в отношении ручки сцепления рассмотрен выше. Дополнительные рекомендации по остальным рычагам приведены в инструкциях по эксплуатации. Периодичность смазки тросиков — ежесезонно или после 100 ч работ.

Колёса

Эксплуатация шин на мотоблоке принципиально не отличается от автомобильной. Чтобы все функционировало в штатном режиме, нужно регулярно проверять давление, в том числе на новой технике. Нормальный показатель — 1-1,8 кгс/см2 в зависимости от типа установленной шины. Работа со спущенными колесами может вызвать серьезные повреждения камеры и дает дополнительную нагрузку на двигатель.

Обозначение направления вращения

 

Внимание! При монтаже шины обращайте внимание на стрелку, нанесенную на ее боковину. Стрелка указывает нужное направление вращения, при котором тяговое усилие колеса будет наибольшим.

Технику можно комплектовать шинами различного диаметра, а также менять размер колеи. Такая трансформация достигается перестановкой колес и дисков по инструкции. Для увеличения размера с 600 до 700 мм на мотоблоке «Беларус» достаточно:

  • снять колесо с диском, предварительно отвернув болты;
  • повернуть его на 180°;
  • закрепить правое колесо там, где было левое, и наоборот.

Заправка мотоблока

Работу по заправке мотоблока следует проводить, согласно технике безопасности, на хорошо проветриваемой территории с выключенным двигателем. Не следует переливать топливный бак (в горлышке топлива быть не должно). Все образовавшиеся подтеки нужно немедленно вытирать. Прежде, чем запускать двигатель после заправки, убедитесь, что крышка бака плотно закрыта, а бензиновые пары испарились.

Мотоблок заправляется автомобильным бензином с октановым числом не ниже рекомендованного производителем (обычно АИ-92). Некоторые производители отдают предпочтение неэтилированному или низкоэтилированному топливу.

Запуск мотоблока после ТО

После проведенного обслуживания готовый к работе мотоблок должен соответствовать следующим параметрам:

  • не иметь видимых повреждений, грязи на корпусе;
  • быть полностью заправлен топливом;
  • иметь рекомендованный уровень масла во всех требующих этого узлах.

Проверьте, чтобы перед запуском рычаг переключения скоростей стоял на нейтрале, ВОМ был выключен.

Приведем порядок действий, как запускать двигатель на мотоблоке «Беларус 08/09Н»:

  1. Открыть топливный краник.
  2. Используя рычаг насоса, подкачать топливо до такого уровня, чтобы наполнилась поплавковая камера.
  3. Поставить рычаг в самое нижнее положение.
  4. Нажать на утопитель поплавка и держать в течение 2-3 с.
  5. Закрыть воздушную заслонку. На уже прогретом аппарате ее полностью не закрывают, чтобы не допустить переобогащения топливной смеси. Тогда двигатель не запустится.
  6. Дроссельную заслонку наоборот открыть, но не полностью, а на 1/3.
  7. Намотать пусковой шнур на ручей пускового шкива.
  8. Резко потянув за шнур, запустить двигатель.
  9. После запуска до упора открыть воздушную заслонку.
  10. 1-2 мин прогревать двигатель.
  11. Можно начинать работу.

Если двигатель не запускается после 2-5 попыток, сделайте перерыв на 5-7 мин.

Подготовка к хранению

Если мотоблок не планируется использовать в зимний период, его нужно подготовить к длительному хранению, то есть выполнить консервацию. Первым делом, отмыть аппарат от грязи и пыли, высушить, подкрасить царапины и другие повреждения покрытия, смазать все соединения маслом.

Внимание! При использовании мойки высокого давления будьте аккуратны! Вода через фильтры может попасть в цилиндр и вызвать коррозию в двигателе.

Для консервации выбирают сухое закрытое помещение. В нем должно быть достаточно места, чтобы установить мотоблок и разгрузить шины. Как это сделать: аппарат горизонтально устанавливают на подставку таким образом, чтобы между шинами и полом сохранялся просвет. Для этого используют кирпичи или аналогичный прочный материал. После этого давление в шинах снижают до показателя 0,4 МПа. Шины нельзя хранить вместе со смазочными и другими химическими материалами.

Особые требования предъявляются к хранению двигателя. Приведем порядок действий для мотоблока Нева МБ-2:

  • полностью вырабатывают или сливают имеющееся топливо;
  • на еще теплом двигателе сливают старое масло и заменяют его новым;
  • вынимают свечу зажигания, параллельно проверяя ее состояние и необходимость замены;
  • в свечное отверстие заливают в цилиндр 5-10мл моторного масла;
  • возвращают свечу;
  • выключают тумблер зажигания;
  • несколько раз медленно вытягивают и опускают стартовый трос;
  • вытягивают трос до сопротивления.

Цель описанной операции – смазать поршневые кольца и оставить поршень в верхней точке.

Важно! Некоторые владельцы мотоблока предпочитают менять масло в двигателе перед стартом нового сезона. Производители настаивают, что хранение двигателя со старым маслом с примесями и отложениями негативно сказывается на его сроке службы.

После такой консервации для запуска двигателя нужно:

  • выкрутить свечу;
  • резко дернуть пусковой трос 3-5 раз;
  • через свечное отверстие выгнать масло из цилиндра, чтобы оно не залило свечу;
  • ввернуть свечу и надеть колпачок;
  • произвести запуск двигателя.

Если мотоблок планируется использовать и в зимний период, консервацию не проводят. Только меняют масло в коробке и двигателе на соответствующее сезону по рекомендованным температурам эксплуатации. Для уличного хранения мотоблок, особенно двигатель, укрывают водонепроницаемым материалом для защиты от снега. Когда консервация не проводилась, а техника зимой простаивает, рекомендуется 1-2 раза в месяц запускать двигатель на 5-10 мин.

Важно! Если вы убираете аппарат на хранение, не сливая топливо, убедитесь, что бензобак полностью заправлен. Образующийся в полупустом баке конденсат может вызвать его коррозию.

Возможные проблемы при эксплуатации

Приведем стандартный перечень неисправностей, которые обнаруживаются при эксплуатации или проверке мотоблока.

С механического стартера не заводится двигатель. Проверьте:

  • положение переключателя двигателя (должен быть включен);
  • уровень масла;
  • положение топливного клапана (включен);
  • уровень горючего и его качество;
  • герметичность топливного бака;
  • поступление бензина в карбюратор (для этого нужно ослабить болт слива);
  • есть ли искра в свече зажигания (если ее нет, часто достаточно просто почистить свечу).

Не запускается двигатель с электрического стартера. Возможные причины:

  • отошли клеммы аккумулятора;
  • аккумулятор не заряжен;
  • клеммы повреждены коррозией.

Муфта сцепления «буксует». Проверьте:

  • ход рычага сцепления (должен быть свободным);
  • состояние нажимных пружин;
  • подвижность дисков на шлицах;
  • положение нажимного диска (вероятно, он вышел из зацепления).

«Ведет» муфту сцепления. Вероятные причины:

  • вытянулся трос;
  • рычаг не отрегулирован;
  • нажимные пружины нажимаются неравномерно.

Течет масло. Проверьте:

  • уплотнительные кольца и манжеты;
  • чистоту отверстия сапуна в крышке трансмиссии;
  • уровень масла в коробке передач (если течь оттуда).

Шум (посторонний или излишний) в трансмиссии. Причиной может быть:

  • износ подшипника;
  • нарушение в регулировке главной передачи.

Если у вас остались какие-то вопросы, звоните прямо сейчас по номерам компании «Вамакс Трейд»: +375 (29) 640-25-25 или +375 (33) 640-42-49.

Другие статьи